• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

«Доля людей, у которых есть предпринимательская жилка, абсолютно одинаковая во всех странах»

10 октября 2016 11:53

Эмиль Маркварт

Профессор кафедры государственного и муниципального управления Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС

В чем, на Ваш взгляд, заключается главное отличие в подходах к поддержке МСП в России и в европейских странах?

Одно из сильных отличий России от европейских стран заключается в том, что психологически в европейских странах большее количество людей готовы пойти по пути предпринимательства. Они не считают, что это большой риск, связанный с переживаниями и сложностями для себя и семьи. Кроме этого, отношение в целом общества к предпринимательству, как к виду деятельности, в европейских странах совсем другое. Традиционно сложилось так, что в большинстве европейских стран предпринимательство само по себе, как самостоятельное занятие тем или иным делом, считается весьма респектабельным делом.

В российской же действительности за 25 лет были разные периоды отношения в обществе к предпринимательству.

Исследования показывают, что, на самом деле, доля людей, у которых есть предпринимательская жилка, абсолютно одинаковая во всех странах. Но при этом, далеко не все идут в эту сферу и начинают реализовывать себя в предпринимательстве.

Вторая вещь, которая мне кажется принципиально важной, это так называемая институциональная среда, а именно стабильное законодательство. Я по образованию юрист, и я знаю, что даже плохое, но стабильное законодательство всегда лучше постоянного его совершенствования, которое не позволяет вообще толком ориентироваться на законодательство. Федеральный закон № 131 за 13 лет изменился около 110 раз, и это только количество законов, внесших изменения. Количество самих поправок уже давно не поддается счету.

Как связано развитие малого и среднего предпринимательства с задачами муниципалитета?

Классическая схема задач муниципалитета в экономической сфере включает 4 блока вещей, которые должен делать любой муниципалитет, стремящийся к развитию своей экономики. Блок № 1 – «забота», неважно, будет ли это поддержка хозяйствующих субъектов, которые уже существуют на территории, или что-то другое. И в данном случае, не имеет значения, говорим ли мы о малом предпринимательстве, среднем или крупном предприятии. Второй блок – это стартапы. Это поддержка тех лиц, которые хотят открыть собственное дело, поскольку по общей схеме все-таки большинство бизнесов начинается с малого, потом постепенно развивается. Стартапы – это классический и ключевой аспект развития малого предпринимательства.

Первые два блока связаны с тем, что есть на территории. В первом случае, это хозяйствующие субъекты. Во втором – это люди, которым мы пытаемся помочь стать бизнесменами, предпринимателями.

Третий блок задач – это привлечение на территорию внешних инвесторов. Здесь становится очевидным, что все территории находятся в конкуренции между собой за внешних инвесторов. Если спуститься на уровень 50-тысячных, 100-тысячных городов, то тоже видно, что они находятся в конкуренции. В этом плане, одной из ключевых задач муниципалитета, который хочет развиваться, является содействие привлечения сторонних инвесторов и удержание своих на территории.

И общий четвертый блок задач – это развитие комплексной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Я в данном случае не говорю, что малого предпринимательства, хотя очевидно, что малый бизнес в большинстве случаев в большей степени нуждается в такой инфраструктуре, чем крупный бизнес. Существуют организации, в задачи которых входят поддержка и содействие – это бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, общества содействия экономического развития и т.д. И есть более общая инфраструктура, которая в принципе помогает развивать бизнес. К ней можно отнести банковскую сферу, науку, сферу услуг, услуги для предпринимателей и т.д.

А как понять, ставит ли городская администрация перед собой задачу развития предпринимательства или нет?

Важную роль играют критерии, по которым такую администрацию можно идентифицировать. Первое – это приоритет частного сектора. Такая простая вещь далеко не всегда и не везде находит понимание. В России так принято, что если у муниципалитета есть собственный хозяйствующий субъект, то ему надо создавать самые благоприятные условия. И появление частных конкурентов вызывает раздражение. С этой точки зрения, приоритет частного сектора позволяет решать проблемы развития предпринимательства системно. 

Второе – это прозрачность деятельности органов местного самоуправления в части содействия развитию предпринимательства. Здесь у нас на сегодняшний день достаточно большой объем и нормативных актов, которые требуют от нас максимальной прозрачности во всем, и проведение тендеров, закупок, заключение договоров и т.д. Это тоже принцип, который позволяет содействовать развитию предпринимательства, и малого, в том числе.

Что представляет собой малое предпринимательство в Германии?

Общее количество хозяйствующих субъектов в Германии составляет порядка 3,6 миллиона на 82 миллиона жителей. Из них 3,3 миллиона – это микропредприятия, 270 тысяч - малые предприятия до 50 человек, и 57-58 тысяч – средние предприятия. И что, с моей точки зрения, очень важно, малые предприятия, в первую очередь, занимаются подготовкой кадров, а крупные предприятия набирают уже готовые кадры. Еще один важный показатель – 30% германского экспорта дают малые предприятия.

Ликвидация хозяйствующих субъектов и их банкротство – это достаточно естественная составляющая жизненного цикла для большинства хозяйствующих субъектов. За 15 последних лет в Германии сальдо между зарегистрированными в течение года и ликвидированными хозяйствующими субъектами 5 раз была негативной и 10 раз позитивной. В целом, можно говорить, что это достаточно здоровое состояние экономики.

Что касается организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, то здесь ситуация похожа на российскую. Подавляющее большинство составляют индивидуальные предприниматели – малый бизнес, который ведет один человек, либо семья, или несколько друзей, которые не создают специальное юридическое лицо. Такая возможность в немецком законодательстве тоже предоставлена.

Хозяйственные общества, общества с ограниченной ответственностью тоже составляют достаточно большой процент, но при этом акционерные общества, это скорее, исключение из правил. В малом бизнесе их, по сути, единицы. Большинство – это общества с ограниченной ответственностью.

При этом одно отличие между немецкой и российской системой существует – это механизм товарищества, который совершенно не развит в России и не используется как организационно-правовая форма, хотя товарищества существуют в гражданском законодательстве.

Существует ли в Германии такое понятие как индивидуальные предприниматели? И, если да, то как осуществляется поддержка деятельности индивидуальных предпринимателей?

Индивидуальное предпринимательство как форма ведения хозяйственной деятельности является таким популярным, потому что основная льгота для малого бизнеса заключается в том, что они освобождены от таких хлопотных вещей, как составление баланса. Здесь нет необходимости ведения двойной бухгалтерии и соблюдения принципа «четырех глаз», то есть постоянных проверок со стороны, которые являются обязательным для более крупных предприятий.

Нужно отдельно сказать, что с точки зрения структурирования малого предпринимательства, в Германии и в ряде других европейских стран выделяется категория лиц свободных профессий, что в русском языке звучит как фриланс. Но в Германии фриланс – это не сам по себе статус лица, а качество договора. Т.е. фрилансеры – это лица, которые работают по гражданско-правовому договору. В Германии это адвокаты, врачи, консультанты, налоговые консультанты, люди искусства и т.д. Это тоже предприниматели, но они не попадают под категорию МСП в экономическом смысле слова, и для них существует специальное регулирование. В частности, они просто уплачивают подоходный налог как любое другое физическое лицо.

Отдельные льготы предоставляются лицам, которые занимаются мелким промыслом и имеют доход не более 17,5 тысяч евро в год. Они не платят налог с оборота, не платят промысловый налог. Единственный налог, который они выплачивают, это подоходный налог, который определяется у них методом простого вычитания: доходы минус расходы.

Какой интерес у муниципалитетов в размещении на его территории предпринимателей?

В Германии муниципалитеты очень заинтересованы в том, чтобы на их территории максимальное количество предпринимателей размещалось, потому что промысловый налог – это местный налог, и поступает он в казну муниципального образования. Поэтому, чем больше в муниципалитете лиц или предприятий, которые выплачивают промысловый налог, тем больше у тебя бюджет.

Кстати, земельный налог, наряду с промысловым, также является местным налогом. Расчет этих налогов осуществляется таким образом, что с федерального уровня устанавливается база, а процент, до определения конечной ставки, определяется самим муниципалитетом. И здесь у муниципалитетов есть возможность конкурировать между собой за счет того, насколько высок этот процент.

Итак, перейдем к поддержке малого и среднего предпринимательства. Какие механизмы существуют в Германии? В частности, какие механизмы применяются на уровне муниципалитетов?

Когда мы говорим о поддержке малого и среднего предпринимательства, то можно говорить о двух основных направлениях деятельности муниципалитетов: первое – это создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Второе – это финансовая поддержка.

При этом инфраструктура включает в себя законодательство в широком смысле, правовые рамочные условия, институты инвестирования, организации, которые формируют какую-то структуру.

В Германии, в общей сложности, 11,5 тысяч муниципальных образований, из них 5 тысяч муниципалитетов – это общины. Поэтому количество районов и городских округов составляет примерно 2 тысячи. Если взять за основу эту цифру, то количество бизнес-инкубаторов получается достаточно большим – порядка 350 на сегодняшний день. Это означает, что в каждом пятом, более или менее, крупном муниципальном образовании есть бизнес-инкубатор, который выполняет функции, связанные с размещением стартапов, оказанием поддержки стартапам и т.д.

Что касается технопарков, то это такая вещь, которую позволяют себе только те муниципалитеты, где действительно есть большой потенциал, в первую очередь, связанный с развитием и науки и промышленного производства. Поэтому, это типично для крупных городов, имеющих научно-технологическую и промышленную базу.

А что касается финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства?

Финансовая поддержка – это второе направление, наряду с инфраструктурой. В европейских странах не так много механизмов финансовой поддержки. Есть косвенная и прямая. Косвенная поддержка существует в виде налоговых льгот. Установлены минимальные, необлагаемые налогом суммы, и обеспечена ускоренная амортизация для субъектов малого предпринимательства, но только в определенных сегментах рынка.

Что касается механизмов прямой финансовой помощи, то существуют государственные немуниципальные, государственные инвестиционные надбавки, которые не облагаются налогом, и государственные инвестиционные субсидии, которые облагаются налогом. Также предоставляются льготные кредиты, гарантии по кредитам, которые оказываются специализированными государственными банками, и долевое участие инвестиционных компаний с участием государства. Но это, в первую очередь, для рискованных новых бизнесов, которые в сфере рисков работают. Это те механизмы, которые существуют с точки зрения финансовой поддержки.

Участие в капитале – тоже механизм финансовой поддержки. При этом со временем выработалась такая практика, что участие в капитале не активное, а пассивное. То есть, государство дает часть капитала и хочет, чтобы прибыль была, но участвовать в принятии решении оно не будет.

Поделиться: