• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

Если позиции заказчика, заинтересованного в качественном выпускнике-инженере, не будет, то реформа обречена

14 мая 2013 16:42

Дмитрий Песков

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Какой сегодня основной вопрос в повестке реформы инженерного образования?

– С моей точки зрения, существует несколько ключевых вопросов. Первый – кто является заказчиком нового инженерного образования? Второй – кого необходимо готовить? Третий – сколько готовить и под какую задачу? Понятно, что нам не нужно столько инженеров, сколько их было в Советском Союзе. В то же время готовить инженеров только под текущие потребности бизнеса – значит сокращать конкурентоспособность нашего бизнеса и промышленности в среднесрочной перспективе. Но на все три вопроса – кого готовить, сколько готовить и под какую задачу – сегодня ответов нет.

Какие существуют модели инженерного образования?

– Я не знаю ни одной российской модели современного инженерного образования, которая была бы адекватна вызовам технологического перехода, происходящего сегодня. После промышленной ярмарки Hannover Messe – 2013, которая прошла в Германии, стало окончательно очевидно, что готовить инженеров мы должны под задачи того, что сегодня конвенционально называется «Промышленная революция 4.0». Под задачи этой революции нужны стандарты и модели инженерного образования. Самый известный из них – это стандарт CDIO, который прошёл определённый фальстарт в России несколько лет назад, когда несколько университетов «подписались» его реализовывать. В итоге ни один российский университет не оказался способен реализовать эту модель на практике. Очевидно, что нужен перезапуск системы с серьёзным вниманием одновременно государства, самих университетов и регионального бизнеса, который должен выступать заказчиком подобного инженерного образования. Если позиции заказчика, заинтересованного в качественном выпускнике-инженере, не будет, то реформа обречена.

Может ли случиться так, что модель инженерного образования сложится без участия инженерных университетов?

Во-первых, модель инженерного образования сложилась. Есть мировые практики, и глупо считать, что мы создадим свою особую модель, которая будет противоречить основным мировым моделям. В ситуации, когда экспорт инженерной продукции из России составляет минимальный процент от общего объёма экспорта и мы на мировом инженерном рынке вообще, как правило, не представлены, за единственным исключением – проектами, связанными с ГК «Росатом», то очевидно, что вначале нам необходимо научиться лучшим мировым практикам и только потом уже думать о собственных моделях. Поэтому модель инженерного образования, очевидно, должна быть перенесена в Россию на основе лучших мировых практик и адаптирована. И только потом можно думать о её улучшении, использовании собственных преимуществ и т.д.

Возможна ли ситуация, когда модель инженерного образования появится вне университета вообще? Думаю – нет. Потому что лидирующие инженерные университеты в мире давно перестали быть «инженерными» университетами в обычном понимании этого слова. Они не столько выпускают инженеров, сколько работают как исследовательские лаборатории для крупных компаний, производят собственные инженерные стартапы. И в этом смысле они вполне являются участниками экономической деятельности, а не только сугубо образовательные учреждениями. Поэтому без лидирующих инженерных университетов такая модель точно не появится.

Поделиться: