• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

«Мы всё делали для того, чтобы дети не боялись математику, а принимали ее»

16 декабря 2015 11:25

Эмануила Гельфман

Профессор, Руководитель Межвузовского центра по проблемам интеллектуального развития личности Томского государственного педагогического университета

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, были включены учебники «Математика: учебник для 5 классов в 2-х частях» и «Математика: учебник для 6 класса» под авторством Гельфман Э.Г. и Холодной О.В.

Кто вошел в авторский коллектив разработки учебника?

Учебник по математике – это ядро целого учебно-методического комплекса, которое носит название «Математика. Психология. Интеллект» и в который входят рабочие тетради, программный комплекс, учебные книги с практикумами. Соответственно, если в федеральный перечень входит учебник, то вместе с ним и весь комплекс, что для нас является большой победой.

Наш рабочий коллектив состоит из, примерно, 18 человек. В него входят томские ученые трех университетов – ТГПУ, ТУСУР, ТГУ, а также представители Межвузовского центра по проблемам интеллектуального развития личности из разных городов. Над учебником работали коллеги из Москвы, Воронежа, Брянска, Кургана, Магнитогорска, Пскова, Владимира, Шатуры. 

Сколько ушло времени на разработку всего учебно-методического комплекса и учебника в частности?

На протяжении последних 20 лет мы ведем разработку наших комплексов и учебников. Но когда был объявлен новый федеральный государственный образовательный стандарт, мы написали совершенно новые учебники для 5-6 классов, и переписали все учебники для 7-9 классов. К слову, не все коллективы поняли принятие нового стандарта столь буквально. Но поскольку платформа у нас была соответствующая, и чтобы утвердиться как коллективу, нам нужно было полностью всё переделать. 

Апробируется ли уже учебник вашего коллектива в образовательных учреждениях?

В Томской области эксперимент по внедрению наших учебников идет в 5-6 классах. Раз в месяц мы проводим семинары в школах, где занимаются по этим учебникам, куда приглашаем преподавателей из школ области. Каждый семинар проходит по похожей схеме: я или кто-то из моих коллег проводит консультацию по какой-то определенной психолого-педагогической проблеме, затем мы идем на урок и обсуждаем увиденное по его окончании.

Также по нашему учебнику работают еще в 14-ти регионах. Чтобы понимать, как идет процесс внедрения нашего учебно-методического комплекса, я смотрю проведение уроков по вебинару. Кроме того, раз в два месяца я читаю лекции для преподавателей.

Больше всего я люблю разговаривать с детьми, когда мы идем на уроки в школу. К нам у них возникают самые разные вопросы, связанные с написанием учебников. Авторы учебников редко выступают перед детьми, поэтому для них это целое событие. Они могут спросить, сколько лет писали учебник, почему мы думали именно так, кто является авторами книг и т.д. Это очень смешно, когда они со мной разговаривают, потом переворачивают учебник, смотрят, и говорят: «И правда, автор».

Какова процедура включения учебника в федеральный перечень?

Было 3 экспертизы: экспертиза Российской Академии наук, общественная экспертиза и экспертиза Министерства образования и науки России. После прохождения всех трех этапов учебник попал в федеральный перечень.

Как проходил сам конкурс? Что нужно было делать?

В 2013 году мы были включены в федеральный перечень. Но потом сказали пересмотреть все учебники на предмет выявления несоответствия образовательным стандартам. И тот федеральный экспертный совет, в который входили Российская академия наук и Российская академия образования, был ликвидирован. Нам была дана неделя на внесение изменений в свои учебники. В течение недели мы вносили изменения, и все книги ушли как рукописи. Теперь их надо заново издавать уже со всеми исправлениями.

Какой методики образования придерживался ваш коллектив при разработке учебника?

Соответствовать государственному образовательному стандарту – это значит обеспечивать средствами учебника формирование универсальных действий. Сейчас поставлена новая цель перед образованием – научить обучающихся учиться. Все эти умения разбиты на четыре блока:

Первый, личностный – понимание учащимся целей своей деятельности, умение самоопределиться и выбрать профессию. Второй, познавательный – логические умения, умения работать с информацией, ставить цели учебной деятельности. Третий, регулятивный – ученик может отделить знания от незнания, планировать и контролировать свою деятельность, прогнозировать, рефлексировать. И четвертый, коммуникативный – умение принимать участие в диалоге, выстраивать коммуникации, реагировать на противоречия.

Это всё – новая парадигма образования. И в рамках этой парадигмы должны быть построены учебники и учебные пособия, потому что нужно искать психологическую основу формирования универсальных учебных действий. Наш коллектив оказался больше готов к этому, потому что мы многие годы занимаемся интеллектуальным развитием и воспитанием учащихся. А это как раз и есть основа формирования универсальных учебных действий. Поэтому мы были готовы к этому проекту.

Многим детям сложно дается математика, как вы попытались решить эту проблему?

Мы всё делали для того, чтобы дети не боялись математику, а принимали ее. Чтобы видели в ней средства коммуникации, а не просто набор символов. Поэтому наши задания звучат не только, как «реши», но и «сравни», «допиши», «продолжи начатое решение», «найди ошибку». Что сейчас характерно для учебников, где поставлен знак «ФГОС»? Это иной характер учебных текстов, это обогащающие учебные тексты. Они должны нести функции обогащения разных форм умственного опыта учащихся. И когнитивного опыта, и понятийного, и метакогнитивного, когда ученик осознает, что с ним происходит, может оценивать свою деятельность. Учебники должны учитывать индивидуальные особенности учащихся. Это современный учебный текст, потому что мы должны не только проектировать научные знания, но и закономерности развития учащихся. Поэтому говорят про предметно-ориентированный подход – когда мы проектируем только научные знания. А психодидактический подход – это когда проектируем и научные знания, и закономерности развития учащихся. В учебных текстах должны быть учтены две эти проекции. Не зря сейчас говорят: «Математика для всех». Надо так написать текст, чтобы этот один текст давал возможность разным детям увидеть в нем для себя свое. Я считаю, что это главная задача современного учебника.        

Поделиться: