• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

Надо дать студентам возможность делать то, что им нравится

19 сентября 2014 17:15

Ронни Гуэрра

Профессор факультета Науки и техники Папского католического университета Перу

Вместе с коллегами, Хосе Рау, Энрике Квиспе и Карлосом Вера, он приехал из теплого города Лимы в холодный Томск, на XII сессию международной конференции «Triple Helix», чтобы рассказать о сложностях экосистемы инноваций и поделиться опытом вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность.

— Ронни, вы когда-нибудь слышали о Томске до этой конференции?

— Нет, никогда не слышал. Но, я знаю, что Россия — красивая страна. И Томск, наверняка, красивый город, хотя я ничего не посмотрел. Я прилетел в день открытия конференции в 5 утра и успел увидеть только отель. Возникла проблема с разницей в часовых поясах: в Лиме, столице Перу, на 12 часов меньше — там сейчас ночь. Мне хотелось бы знать о Томске больше, но пока не хватает времени. Единственное, что я увидел — это очень много студентов.

— Как вам дождливая погода? не испугала?

— В Лиме, конечно, погода тоже бывает разная, но большую часть времени у нас тепло. Самая низкая температура в сентябре около +15 градусов. И это уже холодно. В Томске у меня мерзнут руки, пришлось купить перчатки в маленьком магазинчике. До того как приехать сюда мы с коллегами были в Португалии, Испании, Турции и Нидерландах. И я, кактурист-бэкпэкер, покупаю одежду в разных странах в соответствии с погодой.

— Расскажите о своем университете в теплом Лиме. Что входит в круг ваших научных интересов?

— Согласно рейтингам, Папский католический университет считается лучшим университетом в нашей стране. У нас обучаются 18 000 студентов и магистрантов. Наш университет имеет хорошие позиции в исследовательской деятельности. Особенно в исследованиях медицины трав. У нас около 17–20 патентов. По количеству патентов мы первые в стране, но мало кто стремится внедрять их в производство. Я не занимаюсь медициной, но как профессор развития предпринимательства на факультете науки и техники, делаю свой вклад в исследования.

Главная проблема в нашей экосистеме инноваций — это путаница в изобретениях. Профессора, исследователи, разрабатывают по-настоящему инновационные технологии, но патенты или открытия не инновации сами по себе. Они должны быть внедрены в производство.

— Инновационные технологии есть в головах и на бумагах, но отсутствует в реальном производстве. Так?

— Именно. И по этой причине в 2006 году мы разработали систему E-QUIPU, в первую очередь для молодых людей, для студентов, потому что мы пытаемся формировать новое поколение. А в университете с этим большая проблема, потому что, условно говоря, профессора используют методы XIX века, чтобы формировать студентов XXI.

E-QUIPU — это интернет-платформа, которая позволяет молодым исследователям находить партнеров для дальнейшего развития своих проектов. Они могут взаимодействовать в этом неформальном пространстве в обход университетской бюрократии. Исследователи получают возможность следить за научным прогрессом и нуждами заинтересованных групп, отсоеживая информацию на платформе E-QUIPU. Этот проект заставляет студентов со страстью заниматься предпринимательской деятельностью, а страсть — это делать то, что ты по-настоящему хочешь делать. Потому что университет, профессора и лекторы — это все слишком скучно. Они все обладают огромной силой усыплять студентов. Допустим, вы понимаете машиностроение или аэродинамику. А профессор скучный и ему не интересно, но если вы знаете, что исследования в аэродинамике сейчас очень востребованы, вы захотите что-нибудь создать в этой области. Университеты Перу — это организации, которые не управляют знанием. И это то, почему наша система работает уже в 13 университетах. В 2007 году проект E-QUIPU был признан лучшей исследовательской инициативой в Южной Америке.

— Можно ли сказать, что в E-QUIPU воплотилась модель тройной спирали: взаимодействие университета, бизнеса и власти?

Да, тройная спираль лежала в основе нашей системы. Потому что согласно этой модели университет очень важен для движения, для взаимодействия с промышленностью и правительством. В Перу наш университет все еще статичен. Некоторые инициативные группы в университете имеют разработки в неформальных, необычных областях знания. У нас есть огромная сила, для того чтобы реализовать интересные проекты, но производство и разработки никак не взаимодействуют. К примеру, группе, которая хочет работать со сталью, заниматься ее исследованием, необходимо знать, где производят стальные наконечники. И мы хотим объединить эти группы на одной огромной платформе, где каждый сможет представить продукты своего труда. E-QUIPU — это вид коммуникации. Это как множество веревок, сплетающихся в один канат.

— А как привлечь к предпринимательской деятельности студентов?

— Студенты с удовольствием будут делать то, что им нравится. Но не то, что им задают делать. Это должно быть индивидуальное задание, своеобразный заказ. Я профессор, и у меня есть студенты. Я каждому из них говорю, что они не должны делать домашнее задание, которое я даю, если они считают его бесполезным. Пусть смотрят мультики «Dragon-ball Z» («Жемчуг дракона»). Вы слышали о таких японских мультиках?

— Аниме?

— Да-да, пусть смотрят аниме, если им нравится. Я думаю, можно просто стимулировать студентов делать то, что им по-настоящему хочется делать и то, что они смогут продать заинтересованным группам с помощью платформы E-QUIPU. В настоящее время наш проект находится на стадии доработки, и новая версия платформы будет запущена 23 октября на ежегодной ярмарке в Перу. Новая система будет включать в себя элемент игры. Студенты будут зарабатывать очки за использование E-QUIPU в качестве инструмента реализации своих идей.

Справка.
XII Международная конференция Тройной спирали — Triple helix — «Тройная спираль и экономический рост, основанный на инновациях: новые горизонты и решения» проходила в Томске с 11 до 13 сентября. Конференция подобного формата проходила в России впервые. Участниками конференции в Томске стали более 200 ученых, бизнесменов и чиновников из 30 стран мира: Великобритании, Германии, Бразилии, Индии, Ирана, Индонезии, Италии, Китая, Канады, Мексики, Норвегии, США, Португалии и так далее. Это представители порядка 56 бизнес-школ и университетов, в том числе вошедших в топ-10 мирового рейтинга QS.

Источник: Томский обзор
Поделиться: