• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

«НТИ – это про долгосрочные приоритеты и про те шаги, которые нужно сделать с учётом длинных циклов»

28 декабря 2015 12:18

Евгений Кузнецов

Заместитель генерального директора – программный директор РВК

– Сейчас мы вступаем в эпоху, когда довольно сложно говорить о конкурентоспособности отдельных групп технологий на международном рынке, потому что большинство технологий, как в их научном понимании – то есть школ, способных к выработке технологий, так и в индустриальном применении – то есть патентов, технологических пакетов, становятся глобальными. Поэтому очень некорректно для России строить свою технологическую политику, основываясь на выборе для себя жёстких ниш, – таким образом мы выпадем из экосистемы глобальной кооперации и глобальной конкурентоспособности, а мы должны, наоборот, искать максимально широкое встраивание во все актуальные мировые технологические цепочки по самому широкому спектру направлений. Моя принципиальная позиция по этому вопросу –

нам надо не сужать приоритеты российской науки, а смотреть, в каких мировых направлениях развития науки и техники идёт прорыв, и включаться туда максимально широким количеством участников.

Потому что именно там создаются новые знания, новые компании, рынки, а не в тех отраслях, где, возможно, у нас есть сильные школы, но которые не являются направлениями прорыва.

Есть ли сейчас в России технологические школы мирового уровня? Да есть: очень хорошие школы в области математики, алгоритмики, софта, ИТ в целом, в области нейронаук, наук о здоровье, хотя мы в этой области сильно проигрываем именно потому, что выпали из системы кооперации. В России, по-прежнему, хорошее материаловедение, химия и хорошие инженерные школы – всё это есть, но это не значит, что в каждом из перечисленного мы можем конкурировать. У нас всё достаточно фрагментарно: есть сильные школы и есть провалы, причём провалы критические. Если мы говорим о том, как преодолевать это отставание, я вижу два фундаментальных инструмента: первый – ясная инвентаризация, выстроенная на оценке уровня соответствия глобальному стандарту исследований и уровня включенности в глобальные исследования, глобальный процесс науки и техники; второй – определение приоритетов по доращиванию школ, которых у нас нет.

Какие этапы создания технологической цепочки должно поддерживать государство? Бизнес лучше справляется на всех этапах, где понятно, как строить продукты и рынки. Бизнес хуже справляется, когда надо производить знания, технологии, но ещё нет чёткого индустриального или рыночного заказа. Поэтому государство и бизнес везде в мире очень устойчиво дополняют друг друга: государство вкладывается в науку, образование – ранние стадии; бизнес вкладывается в поздние и зрелые стадии. Однако, помимо денег, нужна дополнительная поддержка. Именно на ранних стадиях создания технологической цепочки от бизнеса нужны компетенции: прежде всего по оценке перспективных рынков, а также компетенции в области управления, междисциплинарного взаимодействия и т.д. Точно также государство на стадиях роста бизнеса не должно вкладывать деньги, оно должно снимать барьеры, создавать позитивную среду, планировать и корректировать свои долгосрочные программы. На всех этапах – от науки до создания глобальных рынков – государство и бизнес должны действовать рука об руку.

При каких условиях может быть успешно реализована Национальная технологическая инициатива? Таких условий очень много, но я назову самые критические. Первое условие – создание эффективной координации и кооперации всех форм поддержки науки и индустрии, потому что сейчас они разорваны. НТИ требует сквозного и взаимосвязанного пространства для того, чтобы от сырой идеи до большой компании действовал один пакет инструментов. Второе условие – что всё-таки мы начнём планировать наши активности и инструменты, исходя из долгосрочных приоритетов, а не сиюминутных целей. Наше государство пока не умеет думать в длинном лаге, умеет думать только про завтра. НТИ – это про долгосрочные приоритеты и про те шаги, которые нужно сделать с учётом длинных циклов. Если мы сумеем собрать и скоординировать те инструменты, которые сейчас создаются, а государство поддержит долгосрочным планированием и выдержит свои обязательства, тогда у НТИ появляется шанс.

Поделиться: