• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

О роли научной журналистики в инновационном регионе

24 декабря 2012 10:23

Татьяна Пичугина

Журналист федерального портала «Наука и технологии России», руководитель проекта «Российские нанотехнологии»

Что такое научная журналистика и какое место она занимает в институте журналистики?

Научная журналистика – это обычная журналистика, предметом которой служит наука во всех ее проявлениях и связях с другими сферами нашей жизни. Базовый формат для научной журналистики – это новости, то есть «Ученые открыли, что…». В научной журналистике много используется метод научной популяризации, когда нужно объяснить сложные понятия людям далеким от данной области. Существует даже целая технология перевода с научного языка на обыденный, а научных журналистов часто называют переводчиками между учеными и публикой. Я с таким узким трактованием не согласна. Журналистика, все-таки понятие более широкое, чем перевод. Это поиск и сбор информации, умение находить экспертов, анализировать, рисковать, ждать. Научный журналист должен быть очень эрудирован, постоянно «вариться» среди научных сообществ, читать специальную литературу, следить за передним краем науки, повышать свою квалификацию, стажироваться и т.д. Желательно иметь научное образование в какой-то области, потому что наука – очень сложный для работы предмет, требуются годы для освоения какой-то ее даже малой части. В журналистике научная журналистика стоит немного особняком, потому что она не столь политизирована, хотя последние события (это и плагиат в диссертациях политиков и оценка эффективности науки министерством) говорят о большом ее политическом потенциале. К тому же лишь небольшая часть общества интересуется наукой, гораздо меньшая чем, скажем музыкой, отсюда и меньший объем, который научная журналистика занимает в системе СМИ. Но этот объем постоянный, я думаю.

Кто или что задает темы для журналистов, пишущих на научные тематики?

Долгое время темы задавали пресс-службы институтов, которые избаловали журналистов, и те практически перестали сами искать информацию. СМИ были полны короткими заметками, переделанными из пресс-релизов. Сейчас ситуация понемногу возвращается к истокам, журналистам стало легко следить за публикациями в научных журналах, и они сами могут выбирать темы, исходя из своей эрудиции и текущей ситуации. Ученые стали более доступны, поэтому расцвел жанр интервью. Большое количество информации на сайтах научных организаций, вузов, что тоже облегчает ориентацию в тематике. Кроме того, сюжеты подсказывает общеполитическая ситуация, разные происшествия. К примеру, последние неприятные события с потерей спутников и космического аппарата заставляют научных журналистов оторваться от «переводов с научного» и заняться расследованием состояния отрасли. Обратите внимание, какое количество статей и интервью появляется по этой теме. Всем хочется узнать подробности работы ведомства, причины аварии, бюджеты, стратегию развития на будущее и т.д. Потому что невозможно больше людям рассказывать с невозмутимой миной о полетах на Марс в 2030 году или космических кораблях с ядерными двигателями, когда мы понесли такие потери в космической отрасли.

Как сами ученые, исследователи и разработчики могут рассказывать о результатах своей деятельности и достижениях? Какие инструменты медиа могут помочь им в этом? 

Ученые располагают массой возможностей популяризации своих исследований. Это и статьи в научно-популярных журналах, и книги, и публичные лекции, в том числе на модных сейчас фестивалях науки, экскурсии для школьников по лаборатории, участие в сценариях научно-популярных передач и фильмов, разнообразные флэш-мобы типа день, ночь или даже неделя науки. Уже давно ученый может просто написать краткую аннотацию о своей новой работе и отдать ее на сайт института или поставить в свой блог (существует целая категория научных блогов). Если в институте, вузе есть пресс-служба, то дав ей сигнал, обычно после выхода публикации или защиты или окончания крупного гранта, готовится пресс-релиз и рассылается журналистам. Есть даже сайты-агрегаторы научных пресс-релизов, которые читают тысячи журналистов со всего мира, например, EurekAlert!.org. Удачно разместив там пресс-релиз, можно спровоцировать статьи во многих СМИ. И новинка на рынке science communication – science slam. Это эстрадные выступления ученых перед большой аудиторией. Обычно выступление ученого длится минут 10. Слушатели оценивают каждое выступление и выбирают победителей. Эта форма популяризации, довольно экстремальная, по моему, родилась в Германии несколько лет назад.

Поделиться: