• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

В Дубне и Томске компании-инвесторы открывают в технико-внедренческих экономических зонах свои центры разработок, строят корпуса

15 сентября 2011 17:50

Олег Фомичев

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

На территории, развивающие инновации, могут распространить правила российской «Силиконовой долины».

Минэкономразвития завершает работу над докладом о российских территориях инновационного развития. В нем проведут ревизию и проанализируют деятельность и потенциал наукоградов, академгородков, кластеров, ЗАТО и других образований, созданных в свое время для продвижения науки и высоких технологий. И предложат для них меры поддержки.

Об этом, а также о первых подвижках в сотрудничестве крупнейших госкомпаний и вузов, будущих проектах с европейскими и азиатскими коллегами в интервью «РГ» рассказал замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Олег Владиславович, за последние годы в России создано достаточно много институтов, которые призваны поддерживать инновации, – особые экономические зоны, технопарки, Российская венчурная компания, РОСНАНО. Государство вложило в них деньги. А отдача есть?

Отдача есть. Не уверен, правда, что выйти в плюс и отбить все вложенные средства уже удалось. На это требуется время, а большая часть инновационной инфраструктуры существует относительно недавно и пока находится в стадии формирования.

Скажем, все особые экономические зоны у нас в стране строились практически с нуля, в чистом поле. А срок полноценного запуска таких проектов всегда растянут во времени. Тем не менее там уже появились первые результаты. Начиная с прошлого года, компании-инвесторы открывают в технико-внедренческих экономических зонах свои центры разработок, строят корпуса. Такое строительство разворачивается в Дубне, в Томске. Наблюдательным советом РОСНАНО в 2008–2010 годах было одобрено 104 проекта с общим объемом финансирования в 347 миллиардов рублей. А в прошлом году первые 17 проектных компаний, созданных при ее участии, получили более одного миллиарда рублей выручки.

То есть институты постепенно выходят на проектную мощность. И дальше, я думаю, все будет идти по нарастающей.

А какие-то новые институты в стране появятся? Вы недавно говорили, что в министерстве готовится доклад по территориям инновационного развития. Что это такое?

Территории инновационного развития – это такой эвфемизм, который мы используем для определения уже существующих кластеров, наукоградов, академгородков, закрытых административно-территориаль ных образований (ЗАТО). Все эти образования в данный момент, в строгом смысле слова, институтами поддержки не являются. Это некий статус, которым обладает та или иная территория. Иногда он подразумевает какие-либо ограничения, иногда – незначительные преференции.

Мы хотим провести на этих территориях своеобразную ревизию, выяснить, как они работают, с какими трудностями сталкиваются. Для начала отберем пять-семь наиболее конкурентных пилотных территорий такого инновационного развития. Причем желательно, чтобы они были разнесены по технологическим направлениям. А затем на их примере в «ручном режиме» выработаем механизмы помощи для каждого типа образования.

Наверняка все они будут говорить о том, что нуждаются в финансовой поддержке…

Необязательно. Скорее, надо продумать для таких образований специальный регулятивный режим, взяв за основу опыт Сколково. Например, упростить внешнеэкономическую деятельность, налоговое администрирование – вплоть до работы специальной налоговой инспекции, которая будет «обслуживать» резидентов иннограда. Смысл подобного эксперимента – создать в местах сосредоточения науки, инноваций наиболее благоприятный режим для деятельности, но при этом избежать их превращения в оазисы для недобросовестных предпринимателей.

Пока варианты возможной поддержки только обсуждаются. Если доклад будет одобрен правительством РФ, то с 2012 года можно будет приступить к отработке конкретных механизмов.

Сейчас много говорится, что инновационным должно стать само государство, такой посыл есть и в разработанной министерством стратегии инновационного развития страны до 2020 года. А конкретные подвижки в этом плане есть? Например, госкомпаниям поручали подготовить программы инновационного развития. Они справились с заданием?

Программы подготовили все 47 компаний с госучастием, которых касалось правительственное поручение. И, по предварительным данным, к 2013 году их расходы на НИОКРы планируется увеличить до 450 миллиардов рублей. А в целом общие затраты на реализацию программ составят 1,44 триллиона рублей.

Мы рассчитываем, что эти планы, помимо прочего, станут толчком к налаживанию взаимодействия крупного государственного бизнеса с малыми предприятиями, вузами. Выстраивание отношений началось уже в процессе разработки программ. Минобрнауки выступило посредником для налаживания контактов компаний с российскими учеными. Они собрали на своей площадке госкомпании и все ведущие вузы, тематика которых может быть интересна производителям. И такое общение оказалось полезно для обеих сторон. Потому что, несмотря на то что у всех госкомпаний существовали программы технологического развития, при их формировании ставка делалась на уже существующие технологические решения, главным образом – зарубежные. В сторону отечественных вузов, сектора исследований и разработок никто даже не смотрел. Теперь, благодаря встречам, завязались контакты, возникли конкретные проекты, которые реализуются вузами и госкомпаниями. У производителей появляется шанс выйти на закупку действительно инновационных технологий, будет стимулироваться рыночный спрос на исследования и разработки.

А есть ли другие рычаги, чтобы стимулировать закупку инновационной продукции госструктурами?

Во-первых, мы все-таки надеемся, что неплохим стимулом станут как раз программы инновационного развития. Во-вторых, двигаться в этом направлении компании будут вынуждены в связи с планируемым постепенным ужесточением экологических требований к некоторым технологиям – например, не отвечающим экологическим требованиям, требованиям безопасности.

Еще один важный момент – это формирование федеральной контрактной системы. В ее рамках госзакупки, в том числе инновационные, будут планироваться заранее. А это, в свою очередь, будет формировать сигналы для рынка. Пилотные проекты по планированию госзакупок, включающие обязательный инновационный компонент, есть уже сейчас – в Московской и в Калужской областях. Расширить спрос на инновации поможет и создание информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, которую предлагается формировать при содействии отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур.

Не так давно в России появился новый инструмент для связки усилий бизнеса и науки – технологические платформы. Шла речь о том, что их потенциал может быть задействован в международных проектах, о налаживании взаимодействия с технологическими платформами ЕС. На каких условиях будет выстраиваться такое сотрудничество?

Пока пилотные проекты для отработки механизмов такого сотрудничества находятся в стадии подготовки. И хотя координаторы некоторых российских платформ уже встречались со своими европейскими коллегами, конкретные форматы взаимодействия могут быть выработаны только на совместных совещаниях, потому что деятельность каждой платформы отличает своя специфика. В принципе же взаимодействие планируется развивать в рамках совместной инициативы России и Евросоюза «Партнерство для модернизации».

Кстати, не исключено, что и финансовая поддержка таким проектам будет оказываться по программам технической помощи этой же инициативы. Еще один возможный источник финансирования – Седьмая рамочная программа по развитию научных исследований и технологических разработок. Это основной инструмент Евросоюза для поддержки собственных НИОКР и привлечения в такие разработки частного капитала. С нашей стороны будут задействованы собственно средства российских технологических платформ, то есть бизнеса. Предполагается также выделение средств из федерального бюджета, они будут направляться на софинансирование программ исследований.

Но наши планы по сотрудничеству технологических платформ не ограничены Европой, в них входит также и налаживание связей со схожими инструментами стран АТЭС.

Подготовила Елена Кукол

Справка

Минэкономразвития внесло в правительство проект стратегии инновационного развития до 2020 года – «Инновационная Россия-2020». Цель стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития. При этом доля промышленных предприятий должна возрасти с нынешних показателей в 4–5 раз. Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% против 0,35% в 2008 году. Внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5–3% ВВП против 1,24 процента в 2009 году. Из них больше половины придется на частный сектор. Не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам. По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития начиная с 2015 года.

Источник: Российская газета №205(5581)
Поделиться: