• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

Доклад «Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России»

30 ноября 2017 12:08

Совместный доклад Центра стратегических разработок и Центра агропродовольственной политики РАНХиГС. Цель доклада – показать, что сельское хозяйство быстро развивается, но недоучет новых вызовов может повлиять на это развитие.

Российское сельское хозяйство в отличие от других отраслей экономики демонстрирует рост даже в кризисное время. Рост производства привел к тому, что доля сельхозпродукции в ВВП России с 2012 по 2016 гг. выросла с 3,5% до 4,5%. Ключевым фактором роста сельскохозяйственного производства в стране стала проведенная еще в начале 90-х годов ХХ века аграрная реформа. Она обеспечила возможность перехода земли и имущества к более эффективным собственникам, стимулировала привлечение инвестиций. Государственная поддержка и интерес бизнеса позволили провести модернизацию, благодаря которой в стране растет производство продукции во многих отраслях.

Политика импортозамещения привела к сокращению доли импорта в товарных запасах розничной торговли с 36% в 2013 до 23% в 2016 г. Одновременно наблюдается быстрый рост доли отрасли в экспорте (доля продовольственного экспорта увеличилась с 1,6 в 2000 г. до 6% в 2016 г., он занял четвертое место после нефтегазовой, металлургической и химической продукции в структуре экспорта) При сохранении текущих тенденций в ближайшие годы отрасль может выйти на позиции нетто-экспортера продовольствия.

Однако для дальнейшего развития есть ограничения: это ограниченный внутренний спрос, неконкурентоспособность значительной части продукции, недоиспользование аграрного потенциала из-за аномальной аграрной структуры и худшие условия работы сельхозпроизводителей, чем у стран-конкурентов.

Сложившаяся в России аграрная структура аномальна для мировой практики. Из зарегистрированных в России 21 тыс. сельхозорганизаций 350 производят 46,5% товарной продукции. В 61% хозяйств производится всего 4% продукции, но в их руках находится 27% сельхозугодий и занято порядка 12% работников. В мельчайших архаичных хозяйствах населения все еще производится 35% продукции. Концентрация приобретает гипертрофированные размеры: под контролем одного агрохолдинга могут находиться территории не только отдельного, но и нескольких районов.

Отчасти это связано с неравным доступом к субсидированным кредитным ресурсам и другим формам господдержки. Основная часть не входящих в холдинги компаний лишены государственных субсидий. Так 50% сельхозорганизаций не получают или получают незначительную поддержку (1,5% субсидий и 8% выручки), а 5 сельхозорганизаций при этом могли получить 6% субсидий (при 3% выручки) (2015 г.). Отбор проектов субъективен, одна компания может получить до 90% от финансирования отдельных направлений поддержки. Только в 2017 г сделаны первые шаги по ограничению поддержки одному получателю субсидий. Однако нет ограничений для холдинга, в котором несколько организаций-получателей. Тем самым государство безвозмездно финансирует собственников крупных частных компаний на безвозвратной основе. Можно говорить о том, что отдельные частные компании в России получают беспрецедентно высокую поддержку, что создает им конкурентные преимущества и вытесняет малый бизнес.

По мнению экспертов ЦСР, для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо сделать ключевые развороты и перейти к модели качественного устойчивого развития:

  1. От традиционной ориентации на рост производства во всех отраслях к встраиванию страны в международное разделение труда. Для отраслей, которые могут быть конкурентными в перспективе – прямая поддержка их модернизации и снижение барьеров в ведении их бизнеса;
  2. От стимулирования роста объемных показателей к повышению конкурентоспособности российских продуктов как рутинной заботы государства (снятие барьеров доступа к земле, кредитным ресурсам, административных барьеров, преодоление монополистического поведения снабжающих организаций, модернизация аграрной науки и образования…);
  3. Переход от приоритета продовольственной безопасности как продовольственной независимости к приоритету экономической доступности к безопасному продовольствию;
  4. От архаичных условий жизни в селе к повышению привлекательности и качества жизни на сельских территориях.

Полный текст доклада доступен по ссылке.

Поделиться: