• 1

    Цель

    Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

  • 2

    Направления

    «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

  • 3

    Инвестиции

    250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

  • 4

    Участники

    12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

  • 5

    Инструменты

    Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

  • 6

    Дорожная карта

    65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

  • 7

    Территории

    6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

  • 8

    Кластеры

    6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

  • 9

    Рабочие места

    160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

  • 10

    Проекты

    Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

Центр стратегических разработок: Россия отстает от развитых стран на рынке интеллектуальной собственности

09 сентября 2017 11:24

Центр стратегических разработок (ЦСР) подготовил доклад «Эффективное использование интеллектуальной собственности». Согласно данным доклада, кризисное состояние рынка интеллектуальной собственности является серьезным заградительным барьером для развития цифровой экономики.

Доклад Центра стратегических разработок «Эффективное использование интеллектуальной собственности»

Основные тезисы доклада:

Рынок интеллектуальной собственности растет темпами, превышающими темпы роста «материальных» рынков – более 10% в год. Уже сегодня более 70% трафика глобальных цифровых сетей составляет движение объектов интеллектуальной собственности. В ближайшее десятилетие рост рынков будет связан с такими объектами, предназначенными для промышленного производства, как трехмерные модели, оцифрованные описания новых материалов и генетических ресурсов, формулы лекарственных препаратов, цифровые описания промышленных объектов – от атомных станций до микросхем.

Несмотря на то, что в целом по абсолютному количеству патентных заявок на изобретения Россия занимает 7-е место в мире (41,6 тыс. шт. в 2016 году), институт интеллектуальной собственности страны крайне слабо развит. В прошлом году от лидера рынка интеллектуальной собственности – Китая – Россия отставала более чем в 100 раз по количеству заявок на «полезные модели», в 24 раза по количеству заявок на «изобретения». Десятикратным является отставание России от других развитых стран и по иным показателям. Так, по уровню патентной активности, традиционно оцениваемому по коэффициенту изобретательской активности (количество заявок на патенты на изобретения от национальных заявителей на 10 тыс. населения), еще в 2015 году Россия отставала в 15-18 раз от других технологически развитых стран.

Мизерное присутствие на внешних рынках является еще одним фактором, определяющим отставание России: количество российских заявок на патенты для получения правовой охраны в зарубежных странах ниже в десятки раз (в 15-60 раз в 2015 году) чем у других стран-лидеров.

Опасность сложившейся ситуации заключается в том, что ядро современной глобальной экономики – появление новых результатов интеллектуальной, творческой деятельности, их правовая охрана на внешних рынках — предшествует материальному движению продуктов труда. Говоря простым языком, это означает, что из-за недостатка внимания к развитию института интеллектуальной собственности уже в ближайшем будущем мы можем ожидать увеличение разрыва между Россией и развитыми странами на рынке вещественных товаров и услуг.

Несмотря на катастрофическое положение, еще есть возможность исправить ситуацию. Для этого рекомендуются принять следующие меры:

  1. Утверждение обязательных для включения в государственные программы в качестве целевых индикаторов показателей, характеризующих результативность НИОКР.
  2. Существенное сокращение сроков и затрат на патентование на территории Российской Федерации с одновременным субсидированием правовой охраны интеллектуальной собственности за рубежом.
  3. Упрощение системы налогообложения и налогового администрирования в отношении интеллектуальной собственности.
  4. Обеспечение открытости результатов по проведенным в гражданской сфере НИОКР в интересах государственных заказчиков.
  5. Создание единого органа по выработке и реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

Более подробно пути выхода представлены в прилагаемом докладе.

В случае отказа от предложенных мер сферу отечественной интеллектуальной собственности может ожидать уменьшение количества конкурентоспособных разработок на интересных рынках. Давление архаичных норм приведет к снижению капитализации интеллектуального потенциала нации и утраты возможностей развития страны за счет этого ресурса. А нарастание недоверия организаций к системе российского права повлечет за собой перевод интеллектуальной собственности в зарубежные юрисдикции. Гипертрофированная и неоправданная зависимость подвижного творческого, исследовательского и инновационного сообщества от излишне довлеющих над рынком органов государственной власти станет причиной невозможности системной капитализации интеллектуального потенциала нации и утраты возможностей развития страны за счет этого ресурса.

Полный текст доклада доступен по ссылке.

Поделиться: