• 1

Цель

Создание инновационного территориального центра в томской агломерации, концентрирующего передовые производства, качественные человеческие ресурсы и новую технологическую базу

• 2

Направления

«Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации и новый бизнес», «Умный и удобный город», «Деловая среда»

• 3

Инвестиции

250 млрд руб. – общий объем необходимых инвестиций до 2020 года. Объем подтвержденных внебюджетных средств – 65%

• 4

Участники

12 федеральных министерств, 5 крупных компаний, институты развития, 6 университетов, 12 научных организаций, 400 малых и средних инновационных компаний и промышленных предприятий

• 5

Инструменты

Более 50 федеральных инструментов и инициатив разной ведомственной принадлежности скоординированно используются для достижения цели Концепция

• 6

Дорожная карта

65 мероприятий «дорожной карты» по реализации Концепции обеспечивают вовлечение заинтересованных сторон

• 7

Территории

6 городских территорий томской агломерации развиваются в рамках Концепции: промышленный, внедренческий, научно-образовательный, историко-культурный, медицинский и спортивный парки

• 8

Кластеры

6 кластеров являются основой реализации Концепции со специализацией в нефтехимии, ядерных технологиях, лесной промышленности, фармацевтике, медтехнике, IT, возобновляемых ресурсах, трудноизвлекаемых запасах

• 9

Рабочие места

160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест будет создано к 2020 году по итогам реализации Концепции

• 10

Проекты

Более 100 промышленных, научно-образовательных, социальных и инфраструктурных проектов реализуется участниками Концепции

На совместную «космическую» программу ТПУ и РКК «Энергия» в 2017 году наберут 10 магистрантов

11 ноября 2016 12:27

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и Томский политехнический университет запустят в следующем году первую магистратуру для подготовки специалистов в сфере космического материаловедения. Об этом сообщил журналистам ТАСС заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике корпорации Михаил Комаров.

«Мы начинаем экспериментировать: это будет первый опыт — магистерская целевая программа по космическому материаловедению. В 2017 году мы ее запускаем. В первый год студенты получают знания в ТПУ, второй год — приезжают к нам, в РКК "Энергия"», — сказал он.

По его словам, в настоящее время отрасли не хватает специалистов по передовым технологиям, в том числе по композитным материалам, которые все активнее применяются в аэрокосмической промышленности.

«Это уникальная специализация, когда нужно одновременно и проектировать, и разрабатывать, и рассчитывать конструкцию — возникает проблема, как готовить таких специалистов. Ответ на этот вопрос, казалось бы, простой: нужно применять сетевые формы обучения, потому что в России компетенции рассредоточены. Как построить учебную программу так, чтобы студент мог поучиться и там, и там, при этом получить диплом, и чтобы все находилось в соответствии с требованиями Рособрнадзора», — отметил представитель РКК.

«Мы не должны отставать в подготовке кадров, иначе мы проиграем конкурентную борьбу на рынке космических услуг. А сейчас тенденция есть, что начинаем отставать: технология разработана, а кто будет ее внедрять, реализовывать? В Томске положительный опыт — и ТПУ, и Институт физики прочности и материаловедения помогают готовить кадры высокой квалификации», — добавил Комаров.

На магистерскую программу в следующем году планируется набрать 10 человек. Предполагается, что у каждого магистранта будет по два научных руководителя: один из ТПУ или ИФМП СО РАН, второй — из РКК. Кроме того, ректор вуза Пётр Чубик рассказал о планах открыть в рамках сотрудничества вуза c РКК «Энергия» в Лицее при ТПУ аэрокосмический класс, который поможет школьникам выбрать профессию заранее, а также позволит подготовить абитуриентов для профильных специальностей.

Справка:

Напомним, что первый раз делегация из РКК «Энергия» побывала в ТПУ в 2012 году. С 2013 года РКК «Энергия», ТПУ и ИФПМ совместно реализуют мегапроект в рамках 218-го постановления Правительства РФ (о сотрудничестве предприятий с университетами). Он касается разработки высокоэффективной технологии контроля качества соединений, полученных методом сварки трением с перемешиванием, для изготовления корпусных элементов ракетно-космической техники нового поколения. В 2015 году в коллаборации с РКК «Энергия» и ИФПМ Томский политех создал научно-образовательный центр «Современные производственные технологии» и центр перспективных исследований «Многоуровневое динамическое моделирование материалов и конструкций».

В сентябре прошлого года глава Ракетно-космической корпорации имени С.П. Королева «Энергия» Владимир Солнцев, ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик и директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН (ИФПМ) Сергей Псахье заключили соглашение, которое предполагает расширение стратегического партнерства в области создания инновационных технологий для космоса и авиации.

В мае 2016 года, к 120-летнему юбилею университета, на борт МКС отправился спутник «Томск-ТПУ-120» — первый российский космический аппарат, созданный с использованием 3D-технологий студентами и сотрудниками Томского политехнического университета.

В ТПУ работает Стратегическая академическая единица (САЕ) «Космическое материаловедение» — междисциплинарный институт, созданный для реализации научно-исследовательских, магистерских и аспирантских программ. САЕ «Космическое материаловедение» направлена, например, на проектирование материалов с многоуровневой иерархической структурой для создания легких и надежных конструкций ракетно-космической техники нового поколения, создание оборудования и технологий нанесения функциональных градиентных радиационностойких покрытий элементов космических аппаратов, разработку технологий послойного (аддитивного) «выращивания» функциональных изделий в условиях космоса.

Источник: Новости ТПУ